«Я просто оказался в фокусе событий» Какой была жизнь первого космонавта Земли Юрия Гагарина?

Жизнь Юрия Гагарина навсегда изменилась после полета. На плечи скромного военного летчика-истребителя легла гигантская, невиданная прежде слава и всемирная известность первого землянина, побывавшего в космосе. Почему именно он, а не Герман Титов стал космонавтом номер один? С какими сложностями и искушениями пришлось столкнуться Гагарину? Из-за чего он едва не погиб вскоре после своего триумфального возвращения на Землю? Отчего ему запретили повторный полет в космос? Что привело к авиакатастрофе, в которой оборвалась жизнь первого космонавта? «Лента.ру» вспоминает ход событий.

«Завтра лететь, а я до сих пор не верю, что полечу, и сам удивляюсь своему спокойствию. Я все время считал мои и Германа [Титова] шансы на полет равными, и только после того, как объявили нам свое решение, я поверил в выпавшее на мою долю счастье совершить первый полет в космос», — говорил Юрий Гагарин за день до полета в космос.

На следующий день диктор Юрий Левитан торжественно зачитал по радио сообщение ТАСС о полете в космос первого землянина: «В Советском Союзе выведен на орбиту Земли первый в мире космический корабль-спутник "Восток" с человеком на борту. Пилотом-космонавтом космического корабля-спутника "Восток" является гражданин Союза Советских Социалистических Республик, летчик, майор Гагарин Юрий Алексеевич».

Реклама на Unews

Газеты с сообщениями о космическом полете Юрия Гагарина, апрель 1961 года

Газеты с сообщениями о космическом полете Юрия Гагарина, апрель 1961 года

Фото: ТАСС

Никита Хрущев решил организовать торжественную встречу космонавта номер один в Москве, где Леонид Брежнев вручил ему Золотую Звезду Героя Советского Союза и орден Ленина. Еще во время полета первый секретарь ЦК КПСС потребовал от министра обороны Родиона Малиновского присвоить старшему лейтенанту Гагарину внеочередное звание майора. Его малую родину Гжатск, где он жил и учился с 1945 года, начали срочно облагораживать, в том числе провели там городскую канализацию.

Реклама на Unews

 

Всему этому предшествовала огромная работа и риск оказаться вторыми в космической гонке.

«Воля к победе, выносливость, целеустремленность»

Специальная воинская часть № 26266, позже ставшая Центром подготовки космонавтов, была сформирована 11 января 1960 года. Ею командовал полковник медицинской службы Евгений Карпов. Юрий Гагарин попал в число первых 20 претендентов на космический полет, а уже к началу 1961 года вошел в шестерку лучших кандидатов вместе с Германом Титовым, Григорием Нелюбовым, Андрияном Николаевым, Павлом Поповичем и Валерием Быковским.

Юрий Гагарин в гостях у Сергея Королева на даче «Явейная» в Сочи

Юрий Гагарин в гостях у Сергея Королева на даче «Явейная» в Сочи

Фото: Александр Сергеев / РИА Новости

Психологи отмечали у Гагарина следующие черты характера: «В спортивных играх занимает место инициатора, вожака, капитана команды. Как правило, здесь играют роль его воля к победе, выносливость, целеустремленность, ощущение коллектива. Любимое слово — "работать". На собраниях вносит дельные предложения. Постоянно уверен в себе, в своих силах. Тренировки переносит легко, работает результативно. Развит весьма гармонично».

25 января 1961 года шестерка была зачислена на должности космонавтов. При этом выявились два основных претендента на первый полет — Гагарин и Титов.

Космонавтам было на кого равняться — Каманин, который руководил их отбором и подготовкой, в 1934 году стоял во главе авиаотряда легендарной семерки первых Героев Советского Союза, участвовавших в спасении челюскинцев. За тот подвиг ему была вручена медаль «Золотая звезда» под номером два. Он был боевым генералом, командовал бомбардировщиками и штурмовиками в Советско-финской войне 1939-1940 годов и Великой Отечественной, а его сын Аркадий стал самым молодым пилотом Второй мировой, начав летать в 14 лет.

Не гонясь за наградами и чинами (в звании генерал-лейтенанта пробыл с 1945 по 1967 год), жесткий и принципиальный Каманин не боялся отстаивать свою точку зрения перед начальством и вместе с тем, говоря словами Лермонтова, был «отец солдатам».

Первые Герои Советского Союза летчики Михаил Водопьянов, Маврикий Слепнев, Николай Каманин, Анатолий Ляпидевский, Василий Молоков (сидят слева направо) и космонавты, Герои Советского Союза (стоят слева направо) Валерий Быковский, Герман Титов, Юрий Гагарин, Валентина Терешкова, Андриян Николаев, Павел Попович

Первые Герои Советского Союза летчики Михаил Водопьянов, Маврикий Слепнев, Николай Каманин, Анатолий Ляпидевский, Василий Молоков (сидят слева направо) и космонавты, Герои Советского Союза (стоят слева направо) Валерий Быковский, Герман Титов, Юрий Гагарин, Валентина Терешкова, Андриян Николаев, Павел Попович

Фото: Валерий Шустов / РИА Новости

В отличие от засекреченного Главного конструктора ОКБ-1, разработчика космических кораблей Сергея Королева, Каманин стал для широкой публики одним из главных официальных лиц советской космонавтики.

Его слово в том, кто полетит первым, было решающим

А с этим следовало торопиться — Москва получила информацию, что американцы запустят человека в космос в конце апреля или начале мая 1961 года.

К тому моменту индивидуальные скафандры были готовы для троих: Гагарина, Титова и Нелюбова. Кого выбрать? Спортивного и обаятельного Юрия или более серьезного, увлекающегося поэзией Титова?

Юрий Гагарин в кабине космического корабля «Восток-1» перед стартом. Космодром Байконур, 12 апреля 1961 года

Юрий Гагарин в кабине космического корабля «Восток-1» перед стартом. Космодром Байконур, 12 апреля 1961 года

Фото: РИА Новости

5 апреля 1961 года Каманин записал в своем дневнике: «И тот, и другой — отличные кандидаты, но в последние дни я все больше слышу высказываний в пользу Титова, и у меня самого возрастает вера в него. Титов все упражнения и тренировки выполняет более четко, отточенно и никогда не говорит лишних слов. А вот Гагарин высказывал сомнение в необходимости автоматического раскрытия запасного парашюта, во время облета района посадки, наблюдая оголенную обледенелую землю, он со вздохом сказал: «Да, здесь можно крепко приложиться».

Не прошла мимо внимания генерала и беседа с космонавтами, в ходе которой в ответ на предложение пройти катапультирование с самолета Гагарин отнесся к идее весьма неохотно.

Каманин сделал вывод:

Итак, кто же — Гагарин или Титов? Трудно решать, кого посылать на верную смерть, и столь же трудно решить, кого из двух-трех достойных сделать мировой известностью и навеки сохранить его имя в истории человечества

8 апреля Государственная комиссия по запуску космического корабля «Восток» единодушно поддержала предложение Каманина основным кандидатом на полет считать Гагарина, а Титова — запасным.

9 апреля Каманин неофициально объявил им итоги заседания: «Хотя для них это решение, зафиксированное еще в январе выпускной экзаменационной комиссией, не составляло секрета, тем не менее была заметна радость Гагарина и небольшая досада Титова».

Юрий Гагарин и его супруга Валентина на новогоднем балу в Кремлевском Дворце Съездов

Юрий Гагарин и его супруга Валентина на новогоднем балу в Кремлевском Дворце Съездов

Фото: Валерий Генде-Роте, Владимир Савостьянов / ТАСС

Жена Гагарина Валентина вспоминала разговор с мужем: «Не знаю, как это получилось, но я спросила о том, о чем, наверное, не должна была спрашивать: "Кто?" — "Может быть, я, а может быть, и кто-нибудь другой…" — "Когда?" Он на секунду задержался с ответом. Всего на одну секунду: "Четырнадцатого". Уже потом я поняла, что он назвал это число только для того, чтобы я не волновалась и не ждала в канун действительной даты».

 

«Руководители спаивают космонавтов»

При этом Гагарин старался не лихачить в отличие от Титова, действия которого вечером 26 июня 1964 года привели к трагедии. Будучи в нетрезвом виде, в Москве он подсадил в свою машину голосовавшую женщину и в условиях плохого освещения, не справившись с управлением, врезался в кучу камней и старого асфальта. Подполковник получил легкие ушибы, тогда как его попутчица, 33-летняя учительница, скончалась.

Каманин отметил:

Несмотря на целый ряд автопроисшествий, которые ранее случались с Титовым, и невзирая на внушения начальства и полученные взыскания, он продолжает пьянки, встречи с женщинами и бесконечные нарушения правил вождения автомобиля. Я не верю версии вчерашнего происшествия, изложенной Гагариным со слов Титова. По-видимому, он посадил эту девушку в свою машину не на троллейбусной остановке и не с целью подвезти. Впрочем, не буду гадать...

Военная прокуратура пришла к выводу, что имел место несчастный случай, но Каманину было очевидно, что будь на месте Титова рядовой летчик, ему бы не поздоровилось. На заседании бюро партийной организации первого отряда космонавтов товарищи по ЦПК, в том числе и Гагарин, в лицо говорили Титову о том, что он своим поведением позорит всех космонавтов и вредит делу, которому они посвятили жизнь.

Чтобы не спровоцировать скандал международного масштаба, выносить сор из избы не стали, ограничившись строгим выговором, понижением по службе и запретом водить автомобиль (рецидивы случались и у Гагарина, например, в декабре 1966-го). В дальнейшем Титов отошел от космической подготовки и переключился на реактивные самолеты, пробуя себя в роли летчика-испытателя, его дисциплина повысилась.

Юрий Гагарин во время выступления на VII конгрессе Международного союза студентов в зале заседаний Таврического дворца

Юрий Гагарин во время выступления на VII конгрессе Международного союза студентов в зале заседаний Таврического дворца

Фото: Николай Науменков / ТАСС

Космонавты, в том числе Гагарин, Титов, Николаев и Попович, неоднократно просили Каманина поменьше отрывать их на различные выступления и встречи, которые, как правило, заканчивались обильными застольями. Но генерал не в силах был помочь: это было вне его компетенции. Имелись тысячи заявок на встречи с космонавтами, и оставалось лишь уповать на крепкий организм офицеров ЦПК.

6 мая 1963 года Каманин записал в дневнике: «Продолжается порочная практика: министры и другие высокие руководители спаивают и развращают космонавтов, мешают им учиться и работать. И они же — эти самые руководители — спрашивают с нас, почему космонавты ведут себя плохо и часто отрываются от учебы и работы».

С 1966 года Гагарин начал активно готовиться к полетам на новом корабле «Союз», был назначен дублером Владимира Комарова. Его коллега по ЦПК Евгений Хрунов отмечал: «Нельзя изображать Гагарина как этакого развеселого ухаря-парня с вечной улыбкой на лице. Да, он любил жизнь, людей, умел порадоваться от души, был удивительно чутким. Но в работе, — а это большая, главная часть его жизни, — Гагарин был необычайно сосредоточенным, когда надо — требовательным, строгим. И к себе, и к людям».

Владимир Комаров и Юрий Гагарин

Владимир Комаров и Юрий Гагарин

Фото: Валентин Черединцев / ТАСС

23 апреля 1967 года Гагарин стал последним, кто вживую общался с Комаровым, когда вместе с ним поднялся к кораблю и был там до закрытия люка. Гибель на следующий день Комарова при отказе парашютной системы «Союза-1» поставила точку на продолжении космической карьеры Гагарина.

По примеру Титова он переключился на полеты на реактивных самолетах. В своем рапорте на имя Кузнецова Гагарин писал: «Считаю морально неоправданным находиться на должности заместителя начальника в/ч 26266 по летно-космической подготовке, не имея возможности летать самому и контролировать летную подготовку подчиненного состава».

17 февраля 1968 года они оба (Титов уже будучи полковником) защитили дипломные работы последнего курса академии имени Жуковского. В мае того же года должен был состояться их выпуск.

Юрий Гагарин с женой Валентиной, дочерями Еленой (вторая справа) и Галиной разбирают почту

Юрий Гагарин с женой Валентиной, дочерями Еленой (вторая справа) и Галиной разбирают почту

Фото: РИА Новости

26 марта космонавт № 1 навестил жену Валентину в больнице, вернулся домой в Звездный городок довольный — врачи обещали выписать супругу недели через две. В ее отсутствие за детьми присматривала сестра Валентины Мария. В свой последний день жизни Гагарин проснулся около семи утра. Немного поиграл со старшей дочерью Леночкой, побрился, принял душ, оделся и сообщил Марии, что завтракать будет на службе.

В лифте он встретил сослуживца по Центру подготовки космонавтов и соседа по дому Георгия Добровольского [погиб 30 июня 1971 года вместе с Владиславом Волковым и Виктором Пацаевым из-за разгерметизации космического корабля «Союз-11» при возвращении на Землю].

«Детали одежды пилотов находили на деревьях»

Добровольский вспоминал диалог, состоявшийся между ними, когда они на некоторое расстояние отошли от дома: «Фу ты черт!» — «Что случилось?» — «Забыл дома пропуск на аэродром». — «Ну и что? В автобусе проедешь вместе со всеми. Тебя все знают, пропустят». — «Да как-то неудобно. Солдат будет проверять, а ты ему объясняй, кто ты есть, очень неудобно. Нет! Вернусь, возьму пропуск. Ты иди».

Генерал Николай Кузнецов на занятии с космонавтами Владиславом Волковым, Виктором Пацаевым, Георгием Добровольским

Генерал Николай Кузнецов на занятии с космонавтами Владиславом Волковым, Виктором Пацаевым, Георгием Добровольским

Фото: «ФГБУ НИИ ЦПК имени Ю.А.Гагарина»

На аэродроме Гагарин был вовремя. Пройдя медосмотр, он был допущен к полетам.

Начальник штаба авиаполка Евгений Ремизов отмечал:

Выглядел Гагарин бодро, улыбался. Мы прошли к синоптикам. По их докладам погода к этому времени была следующей: облачность с разрывами, нижний край — 900 метров, верхний — 4000 метров, но ожидалось ухудшение метеоусловий. Генерал Кузнецов согласился с моим предложением, и было принято решение: Юрия Алексеевича в этот день проверить, а самостоятельно выпустить в следующий летный день после предварительного контрольного полета

Впрочем, окончательное разрешение на самостоятельный полет первого космонавта должен был дать лично сам Каманин.

Утром 27 марта 1968 года учебно-тренировочный самолет МиГ-15УТИ с бортовым номер 18 и позывным «625-й» был готов к взлету с подмосковного аэродрома Чкаловский. Гагарин занимал переднее место. На заднем, инструкторском кресле находился командир Отдельного исследовательского тренировочного авиационного полка, созданного в 1967 году при ЦПК, Герой Советского Союза полковник Владимир Серегин.

Этот вылет был для Гагарина последней проверкой перед самостоятельным пилотированием — впервые за много лет ему затем предстояло одному лететь на реактивном истребителе (МиГ-17).

В тот день погода была по-весеннему оттепельной: от пяти до семи градусов тепла, с низкой облачностью и переменным дождем. Метеоусловия не самые простые для полетов, но Серегин был спокоен.

Юрий Гагарин в кабине реактивного самолета на подмосковном аэродроме

Юрий Гагарин в кабине реактивного самолета на подмосковном аэродроме

Фото: Александр Моклецов / РИА Новости

В годы Великой Отечественной он совершил на штурмовике Ил-2 140 боевых вылетов, а после уже в качестве летчика-испытателя освоил МиГ-15 и МиГ-17, не раз с честью выходя из самых опасных ситуаций. В его служебной характеристике было отмечено: «Способен выполнять в воздухе испытания любой сложности». Серегин дважды подтверждал квалификацию военного летчика 1-го класса, его общий налет составлял более четырех тысяч часов.

Гагарин к тому момент провел в воздухе примерно 385 часов. Он имел практику «слепого» полета по приборам и в облаках. С 13 марта 1968 года офицер ВВС сделал несколько учебных вылетов с инструкторами авиаполка — от командира звена до командира эскадрильи.

27 марта пилотам предстояло совершить несколько упражнений с выполнением пикирования, горки и разворотов на 360 градусов. Экипаж спарки имел право в зависимости от погоды сократить количество элементов программы.

В 10:08:00 Гагарин запросил у руководителя полетов разрешения начать запуск двигателя, в 10:15:10 доложил о готовности занять взлетно-посадочную полосу. В тот момент на посадку заходил транспортный самолет, и разрешение для МиГ-15 последовало лишь в 10:17:33. В 10:18:42 последовала команда на взлет.

Главный маршал авиации Советского Союза Константин Вершинин и Юрий  Гагарин во время торжественного приема в Большом Кремлевском дворце

Главный маршал авиации Советского Союза Константин Вершинин и Юрий Гагарин во время торжественного приема в Большом Кремлевском дворце

Фото: Владимир Савостьянов / ТАСС

В 10:30:10 Гагарин сообщил: «625-й задание в зоне 20 закончил, прошу разрешения разворот на курс 320» (то есть, на аэродром). Получив одобрение, пилот сказал: «Понял, выполняю». Это были его последние слова. В 10:32:00 с земли запросили экипаж: «625-й, почему ваш курс 220, почему вы в зоне 21?» Ответа не последовало. Локатор наблюдал за самолетом до 10:43, но на все вызовы командного пункта летчики молчали.

В 10:50 о ситуации доложили помощнику главнокомандующего ВВС по космосу генералу Каманину, подчеркнув, что через 10 минут у Гагарина и Серегина закончится горючее. На их поиски были немедленно подняты два самолета Ил-14 и четыре вертолета Ми-4. В 14:50 командир одного из вертолетов майор Валерий Замычкин сообщил, что наблюдает обломки МиГ-15УТИ в 64 километрах от аэродрома Чкаловский и в трех километрах от деревни Новоселово Владимировской области.

Каманин писал:

Самолет упал в густом лесу, скорость в момент удара о землю была 700-800 километров в час. Двигатель и передняя кабина ушли в землю на 6-7 метров. Крылья, хвостовое оперение, баки и кабины разрушились на мельчайшие части, которые были разбросаны в полосе 200 на 100 метров. Многие детали самолета, парашютов, одежды пилотов мы находили на высоких сучьях деревьев. Через некоторое время обнаружили обломок верхней челюсти с одним золотым и одним стальным зубом. Врачи доложили, что это челюсть Серегина. Признаков гибели Гагарина не было

Оставалась надежда, что космонавт № 1 успел катапультироваться. Поскольку быстро темнело, поиски отложили до утра, доложив руководителям страны Леониду Брежневу и председателю Совета министров СССР Алексею Косыгину о смерти Серегина и отсутствии информации по Гагарину.

В 8:30 28 марта Вершинин связался по радио с Каманиным, который находился на месте катастрофы, и попросил его сказать только одно слово: «Один или два?» Каманин ответил: «Двое». Сомнений больше не было: Гагарин погиб.

«Гагарин не мог не летать»

Тяжкая участь сообщить о гибели Гагарина его жене выпала на долю генерала Леонида Горегляда, супруге и дочери Серегина — Каманину. Ему же вместе с космонавтами Быковским, Леоновым и Поповичем было поручено выступить по телевидению и проинформировать общественность о случившейся трагедии.

В ходе своего выступления Каманин ответил на вопрос, который мучил многих, — надо ли было Гагарину летать: «Гагарин не мог не летать, для него жить — означало летать. Вопрос о том, нужно ли летать космонавту, звучит неестественно. Это все равно что спросить: нужно ли пловцу плавать, а моряку выходить в море? Не каждый летчик может быть космонавтом, но космонавт не может не летать».

Титов вспоминал: «Жуткую весть я услышал, находясь в Италии. Первым мне сказал об этом местный шофер, когда я выходил из Помпеи. Я не поверил, и мы с товарищами решили срочно ехать в Сорренто, где располагалось наше консульство. Уже в Сорренто мы увидели телевизионную передачу».

29 марта урны с прахом погибших были установлены в Центральном доме Советской армии, в почетном карауле стояли члены правительственной комиссии, космонавты, военные, люди других профессий. В этот день с Гагариным и Серегиным простились около 40 тысяч человек.

Похороны Юрия Гагарина и Владимира Серегина, Красная площадь, Москва, 30 марта 1968 года

Похороны Юрия Гагарина и Владимира Серегина, Красная площадь, Москва, 30 марта 1968 года

Фото: Лев Устинов / РИА Новости

30 марта в 13:10 урны были вынесены из здания, и длиннейшая траурная процессия двинулась по улицам Москвы к Дому Советов, где прах космонавтов установили на артиллерийские лафеты. На всем протяжении скорбного пути стояли сотни тысяч москвичей, удрученных тяжелой утратой. От Дома Советов печальное шествие направилось на Красную площадь. В 14.30 урны с прахом Гагарина и Серегина были установлены в нишах Кремлевской стены, недалеко от Владимира Комарова.

Для расследования причин трагедии была создана Государственная комиссия. Каманин внимательно следил за работой всех ее подкомиссий.

3 апреля 1968-го он отмечал: «По двум кабинным часам и наручным часам Гагарина и Серегина катастрофа произошла в 10:31, то есть через 50 секунд после последнего радиообмена с Гагариным». 5 апреля генерал записал в дневнике: «Пока не определены даже главные моменты происшествия: не установлено его точное время (от 10:32 до 10:44), нет неопровержимых доказательств работоспособного состояния летчиков перед ударом о землю».

Госкомиссия в июле 1968 года пришла к выводу: «Вероятной причиной катастрофы является выполнение резкого маневра для предотвращения входа в верхний край первого слоя облачности или отворота от шара-зонда с последующим попаданием самолета в закритические режимы полета в усложненных метеоусловиях».

Каманин был возмущен тем, что крайними сделали погибших пилотов:

Факты говорят о том, что летчики по какой-то причине были выведены из рабочего состояния: 1) отсутствие попыток установления радиосвязи; 2) за несколько минут полета самолета почти в горизонтальном положении ни один из летчиков не пытался катапультироваться; 3) в момент прекращения связи самолет был в 30 километрах от аэродрома и летел к аэродрому, а упал в 64 километрах от аэродрома и курсом на юго-запад. Гагарин и Серегин были отличными летчиками и крепкими, волевыми людьми — находясь в сознании, они делали бы все для спасения своей жизни, но борьбы за жизнь не было, что может быть объяснимо только их бессознательным состоянием

В августе 1968-го генерал подготовил письмо на имя секретаря ЦК КПСС Дмитрия Устинова, которое подписали космонавты Беляев, Быковский, Николаев, Попович и Титов.

В послании подчеркивалось: «Исходя из результатов исследований и экспериментов, мы считаем, что наиболее вероятной причиной катастрофы является столкновение самолета с падающим (или летящим) воздушным шаром или взрыв на самолете, что привело к разрушению фонарей кабин самолета и, как следствие, к созданию сложной аварийной обстановки и временной потере работоспособности летчиками».

Инфаркт, бомба или НЛО?

Вердикт Госкомиссии стал известен широкой общественности только спустя несколько десятилетий. Секретность привела к тому, что за это время появилось большое количество версий, вплоть до самых фантастических, пытавшихся объяснить, что же произошло в одиннадцатом часу утра 27 марта 1968 года.

Полковник Владимир Серегин проводит разбор полетов

Полковник Владимир Серегин проводит разбор полетов

Фото: Александр Моклецов / РИА Новости

Ходили слухи, что Гагарин и Серегин полетели пьяными, однако химический анализ их останков не нашел следов алкоголя или наркотических веществ. Говорили, что у 45-летнего Серегина случился инфаркт (как вариант, сильные боли в желудке), он потерял сознание, навалился на штурвал и тем самым помешал во время выполнения фигуры высшего пилотажа Гагарину выйти из пике (но уровень адреналина в крови погибших не был повышен, летчики были спокойны).

По другой версии, сознание потерял сам Гагарин вследствие травмы головы, полученной в октябре 1961-го

Высказывалось объяснение, что полет на МиГ-15УТИ выполнялся с полуоткрытым вентиляционным краном, что привело к разгерметизации кабины, после чего экипаж потерял сознание. Считали, что авиакатастрофа случилась из-за того, что двигатель самолета внезапно заглох. Гагарина подозревали в воздушном лихачестве в стиле Валерия Чкалова (но зачем ему было хулиганить в последнем проверочном полете?).

Предполагалось, что спарка была уничтожена бомбой, подложенной КГБ по приказу Брежнева, который якобы завидовал популярности первого космонавта планеты. Либо взорвались гидроаккумулятор или кислородный баллон.

Выдвигалось предположение, что Гагарин и Серегин были сбиты ракетой ПВО, поскольку залетели в запрещенную для полетов зону Подмосковья или Владимирской области. Отмечалось, что, поскольку полет проходил между двумя слоями облаков, могла возникнуть молния, которая попала в антенну самолета, и самолет потерял управление. Не исключали, что крылатая машина столкнулась с птицей, метео- или радиозондом, НЛО.

Резкий маневр МиГ-15 пытались объяснить попаданием в вихревой след другого самолета — Су-15, который на сверхзвуковом форсаже якобы прошел мимо на расстоянии 10-15 метров в облаках, или действиями другой спарки, взлетевшей через несколько минут после Гагарина и Серегина. По мнению исследователей, такое воздействие могло привести к попаданию в плоский штопор, в котором пилотам не хватило буквально двух секунд, чтобы вывести машину из глубокого пике.

В убийцы назначали и погоду, например, восходящий вертикальный поток воздуха от приближающегося холодного фронта. Экипаж подозревался в том, что в условиях облачности просто не рассчитал реальной высоты полета, после чего столкнулся с землей или потерял сознание от перегрузок при выполнении пикирования.

Обвиняли в ЧП синоптиков, которые ошиблись в определении кромки нижнего края облачности, в результате чего МиГ-15УТИ вылетел из нее на меньшей высоте, чем нужно. Виновником гибели двух Героев Советского Союза назывался также локальный геофизический резонанс, который на какое-то время мог полностью отключить сознание пилотов.

Юрий Гагарин во время отдыха в своей квартире

Юрий Гагарин во время отдыха в своей квартире

Фото: Валентин Черединцев / ТАСС

Гагарин и Серегин унесли тайну своей гибели в могилу. 27 марта 1968 года жизнь оборвалась, начался путь в бессмертие.

Самый горячие новости на нашем ТЕЛЕГРАМ канале.


Написать комментарий